Адресный обход 11 – 28 декабря 2023 года
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Программа с учетом регионального компонента «Камчатка – мой дом родной»

Программа с учетом регионального компонента

«Камчатка – мой дом родной»

для детей от 5 до 7 лет

по образовательной области познавательное развитие

в рамках вариативной части основной образовательной программы   

МБДОУ №37 «Белочка» п.Вулканный

 

 

2020-2021 г.

 

Пояснительная записка

         Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей деревне, родному краю. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему, ко всему. Исходя из этого, учитывая традиции и возможности детского сада, желания и интересы детей и родителей, нами  была разработана программа в рамках вариативной части основной образовательной программы  с учетом регионального компонента  «Мой край родной». Данная программа разработана для детей от  5-7 лет.

        Программа реализуется педагогами в течение дня в различных видах детской деятельности (в совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах),  педагоги используют разнообразные формы организации деятельности.

Актуальность программы 

         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2016-2020г», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родной деревни, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, поэтому большое значение имеет популяризация краеведческих знаний, воспитание патриотических чувств через ознакомление с культурным, историческим, национальным своеобразием своей деревни и родного края, что дает возможность выбрать образовательно-воспитательный маршрут в информационно-просветительском и эмоциональном плане. Программа «Камчатка- мой дом родной»  направлена на формирование нравственно патриотического воспитания к родному дому, семье, детскому саду, своей родной деревне в которой он родился и проживает, к своему родному округу.

Цель программы:  Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи программы:

  • Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  • Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  • Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
  • Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, деревне, краю к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  • Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине: дому, деревне, краю. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
  • Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Предполагаемые результаты

    • знания о традициях и культуре коренных жителей Камчатки;
    • знает и называет достопримечательности деревни. Родные места деревни;
    • проявлять интерес к прошлому, настоящему, будущему Камчатки;
    • дети будут знать и называть растительный мир нашей края
    • знать и называть обитателей животного мира нашего  края;
    • проявлять интерес к новым незнакомым предметам, уважать культуру и обычаи коренных жителей нашего края.
    • будут знать чем богат  наш  край;
    • будут знать государственную символику Камчатского края;
    • мой дом. Человек и его жилище. Жилище коренных народов Севера – чум, юрта.
    • знать жизнь и быт коренных народов севера, одежду, орнаменты народов ( коряки, чукчи,ительмены);
    • называть камчатских писателей;
    • знать «чем знаменит округ», путешествовать по  карте края, города  и поселка;
  • будут знакомы с культовыми праздниками и обычаями народов Камчатки.

                                                                                   Перспективный план

  Разделы Формы работы задачи
Сентябрь  

«История возникновения деревни

Достопримечательности

 деревни . Родные места. Виртуальная экскурсия. Мой любимый детский сад»

 

 

 

Беседа «Камчадалы – северные жители»

Беседы  об истории возникновения  п.Вулканный «Знаешь ли ты свой поселок»,

Дидактическая игра «Рассели семью »

Рисование «Топорки»

Подвижная игра «Кошки и рыболовы»

Чтение народных сказок  «Брат и сестра»

Сбор информации об играх и игрушках девочек и мальчиков Камчатки

Оформление выставки творческих работ «История возникновения поселка».

Аппликация- коллаж  «Первая улица Вулканного»

Познакомить  детей  с традициями  и культурой коренных народов Камчатки.

Расширять знания детей о быте и промыслах народа.

Воспитывать  уважительное отношение  к культуре коренных народов

Знакомить  детей с историей происхождения поселка, расширять и углублять их представления о первых

строениях, улицах  и достопримечательностях.

Октябрь  

«Ими гордится Камчатка»

 

Камчатская земля в творчестве поэтов и писателей Севера. Г.Г. Поротов – знаменитый камчатский поэт и писатель. Особенности северной сказки. Чему учат сказки Камчатки.

Чтение  и обсуждение сказок.

Инсценировки сказок и легенд народов Севера. Встречи с интересными людьми (библиотека)

Словесная игра «Угадай по описанию героя сказки»

Подвижные игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения, силы: «Борьба на палке», «Перетягивание палки», «Успей поймать».

Рисование в нетрадиционных техниках «Наш любимый  (детский сад) », «Мой край  красив в разные времена года»

Слушание песни « Моя Камчатка».

Познакомить с творчеством знаменитых писателей.

Уточнять  и расширять знания детей   о достопримечательностях  края.  Развивать  любознательность, активность в приобретении  знаний   об окружающем мире (мире предметов и вещей, в мире отношений и в своем внутреннем  мире) Воспитывать желание  участвовать  в совместной  с  взрослыми познавательной  и творческой  деятельности

 

Ноябрь «Растительный мир нашего округа»

 

 

 

«Деревья и кустарники»

 

 

 

 

 

 

Чтение рассказа  В.Князев «Камчатские рассказы»,  И. Шпиленок « Камчатка, которую я люблю!».

Чтение сказки   О.Широких « Девочка Ладушка и колдунья Карага». А.Нинани « На доброй земле».

Заучивание Н.Бромлей «Ягодные острова».

Загадки о Камчатке.

Беседа о деревьях края

Конкурс «Гербарий из осенних листьев»,  Дидактические игры: «Лес», «Что случится, если…», «Что растет в родном краю», «Что растет в лесу», «Чего не стало?», «Найди дерево по описанию», «Найди листок»,  «Что в корзину мы берем»

Сюжетная игра «Лесник»

Подвижная игра «Друг дружок, уступи дубок», «Кто быстрей соберет съедобные грибы»

Рисование «Хвойное дерево»

Повторить и обобщить представления детей о растительном мире Севера: деревья и кустарники нашего края. Кедр. Лиственница. Сосна. Ель. Природа в опасности (Красная книга)

Грибы и ягоды нашего края.

 

Грибы и ягоды нашего края

Рассматривание иллюстраций «Съедобные –

несъедобные грибы»

 Игра – забава «Найдем грибок»

Лепка «Корзина с грибами»

Дидактическая игра «Что в корзину мы берем».  Подвижна игра «Кто быстрей соберет съедобные грибы»

Чтение рассказов С.С. Литвинов «Дикоросы»

Чтение сказки Э.Шим «Брусника» с последующей драматизацией сказки, «Голубика».                     Заучивание Н.Бромлей «Ягодные острова»

Лепка «Брусника  на блюдце»

                                                                                                                                      Декабрь  

«Дикие животные нашего округа»

 

 

 

Рассматривание иллюстраций о диких животных. Чтение рассказов и стихов по теме: Ю.Могутин «Бурундучок», «Волк», Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», Е.Чарушин «Друзья»

 Отгадывание ребусов и загадок  по теме. Дидактическая игра « Найди всех животных, которые…», «Нелюбимый зверь», «Олень – олененок», «Угадай животное по описанию», «Хищные – травоядные»

 Творческое рассказывание по теме «Мой любимый зверь»

Раскрашивание раскрасок по теме.

Поделки в технике оригами по теме.

Рисование нетрадиционными способами.

Беседы по теме: «Что будет, если из леса исчезнут зайцы?», «Что будет, если из леса исчезнут волки?»

Познакомить с животным миром; развивать познавательную активность детей;

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру

Птицы нашего края.

 

Беседа: о роли птиц в природе;  о роли человека в жизни птиц; об  условиях для жизнедеятельности птиц;  о причинах гибели птиц; где живут птицы. Дидактическая игра «Строение птицы», «Перелетные – зимующие птицы», «Чей хвост, клюв?»

Чтение  Е.Трутнева «Лесной доктор», Ю.Могутин  «Кедровка», И.Антонов «Снегирь», И. Мазнин «Про сову», В.Бианки.

Отгадывание загадок по теме. Презентация «Почему летает птица?»

Подвижная игра «Ловля птиц на лету», «Птички на дереве», «Перелет птиц», «Совушка на одной ноге»

Поделка «Птица»  в технике оригами.

Изготовление кормушек, подкормка птиц в холодное время года.

Познакомить с птицами нашего края,

развивать познавательную активность детей;

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру

        Январь «Жизнь и быт коренных народов севера» Беседа «Коряки…. Обычаи и праздники», «Обычаи, связанные с отношением к природе».

Сравнение лося и оленя с рассматриванием иллюстраций

Презентации:  «Вороний праздник», «Лосиный праздник», «День оленевода»

Дидактическая игра «Из какого праздника атрибут?», «Найди животных Севера»

Продуктивная деятельность: изготовление лебедя, лодки, ворона в технике оригами.

Раскраска «Животные Севера»,«Мозаика с животными Севера

Познакомить с культовыми праздниками и обычаями народов нашего края.

Развивать у детей способность отличать культуру и быт коренных народов камчатки от культуры других национальностей;

                  Февраль Мой дом «Человек и его жилище. Жилище коренных народов Севера – чум Рассматривание картин, иллюстраций архитектурных сооружений .

Беседа «Любимое место в моем доме (квартире)» Дидактическая игра «Части чума» (жилища).

Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Продуктивная деятельность «Чум для игр с макетами»

Презентация «Юрта и чум как жилище коренных народов Севера»

Сюжетно ролевая игра: «Чум».

Создание макета «Жилище коренных народов»

Познакомить с отличительными особенностями жилища коренных народов Камчатки, зависимость климатических условий.
            Март «Герб  и  флаг  Камчатского края» Беседы : « Камчатка – мой край родной»,  «Люби и знай свой край!», «Где можно увидеть флаги и гербы?»

Рассказ воспитателя о том, что такое флаг и герб, и для чего они нужны? (история возникновения)    Дидактическая игра: «Сложи из частей герб», «Сложи из частей флаг», «Чего не стало?

Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок. Закрашивание эскизов флагов и гербов Камчатки.

Познакомить с важнейшими государственными символами Камчатки.
«Путешествие  по  карте края»: города, поселки, села. Изучение карты Камчатского края.

Рассматривание иллюстраций достопримечательностей городов округа.

Беседа «Что объединяет поселки и села нашего края?» «В каких поселках и селах  нашего края  вы были?»

Презентации: «Елизово», «Эссо», «Петропавловск- Камчатский».

Чтение стихотворений «Мой  Край»

Сюжетная игра «Путешествие по городам округа», «Почта»

Рисование на тему «Достопримечательности города( села, поселка) которые тебе больше всего запомнились».

Познакомить детей с городами, селами, с  их названиями и достопримечательностями.
Апрель Народно-прикладное творчество

 

 

Игры – путешествия к народным умельцам

Беседы о  промыслах народов Сибири и другое.

Продуктивная деятельность «Продолжи и укрась орнамент», «Дорисуй», «Закладка в книгу

Игры с детьми народов севера «Соберём бисер» Дидактическая игра «Угадай элементы узора»

Рисование узора «Шишка» способом примакивания.

Выставка (фотовыставка)  изделий  народного творчества коренных народов Камчатки.

Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, кость, береста, бисер).

Знакомство детей с   национальным своеобразием в   одежде, украшениях, систематизировать знания детей об умелом использовании этими народами природного материала и шкур диких животных

       Май «Обычаи и праздники коренных народов » Чтение камчатских сказок                                           «Гордый олень»,«Мышка»,                                                                                 «Зайчик», «Как ворон землю мерил»,  «Про Северный ветер».

Инсценировка сказок, легенд (Понравившихся отрывков из сказок).

Знакомство с творчеством поэта О.Кожемяко.

Презентации: Музыкальные инструменты: «Бубен», «Рожок».

Подвижная игра: «Северные олени», «Важенка и оленята»

Познакомить детей с художественным творчеством коренных народов Севера, формировать у детей эмоционально – образное восприятие произведений устного народного творчества коренных жителей своего края.

 

Методическое обеспечение

    • Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические Рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006. – 304 с.
    • Князева О.Л. Я, ты, мы: Социал.-эмоцион.развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб.-метод.пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений/ О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение, 2004. – 93 с.: ил. 4. Носкова Т. А. Программа. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Киров: «ЛОНА-ПЛЮС» – 2008 – 232 с.
    • Край родной. Азбука краеведения. (Россия. ). Автор составитель О.Н. Гаврилова
    • «Мой край родной» О.Н. Гаврилова
    • «Камчатка – взгляд в будущее». Обзор социально-экономического развития Кол. Авт. – Екатеринбург.
    • Е.А. Нёмыслова. Наглядно-дидактическое пособие
    • «Картинный словарь корякского языка». Е.А. Нёмыслова, А.С. Песикова, М.А. Прасина. Учебное пособие
    • «Картинный словарь». К.В. Афанасьева, Н.В. Сайнахова. Учебное пособие Декоративно-прикладное искусство КБНС. Истоки и современность
    • Перспективное планирование наблюдений на прогулках в детском саду (с учетом климатических условий севера). О.Н. Гаврилова
    • «Природа края в художественной литературе: Времена года. Дикие животный. Домашние животные. Растительный мир. Автор составитель О.Н. Гаврилова
    • «Наедине с природой»: Книга для чтения. О.Н. Гаврилова
    • «Буравичок ». Сказки О. Лебедева
  • Сказки. Рассказы. Стихи народов Камчатки.
Слайдшоу

Администрация ЕМР

 

 

 

 

 

 

 

 

Объявления